Интересная история Керченского моста. Второе рождение!

8

Автор: admin | Рубрика: Это интересно | 03-10-2012

Интересная история Керченского моста. Второе рождение.

 

 

 

 

Интересная история Керченского моста. Второе рождение!

 

 

 

В общей сложности я живу в Крыму более 25 лет, доводилось бывать в Керчи, видел и паромную переправу. Но то, что два берега Керченского пролива когда-то соединял железнодорожный мост, узнал недавно и совершенно случайно. Я решил сделать подборку по этой тематике и вот что у меня получилось. Итак, интересная история Керченского моста. Второе рождение!
 

Одним из первых идея строительства моста через Керченский пролив пришла в голову англичанам в начале ХХ века. Мост являлся логической цепочкой в железнодорожной линии, строительством которой планировали соединить Англию с Индией - ее тогдашней колонии. А вывозить из Индии и прилегавших к ней стран было что. Однако взвесив все затраты на прокладку (а протяженность этой ветки немалая) и возможную прибыль англичане отложили этот проект до лучших времен.

Нельзя говорить о том, что русское правительство сидело, сложа руки. Передовые инженеры России заинтересовали императора Николая II и к 1910 году были закончены «проектные изыскания» по строительству моста. Однако и этот проект не был реализован из-за Первой мировой войны.

И уже в 30-е годы энергичные ученые молодой Республики Советов бодро взялись за проектирование масштабного, но затратного и по тем временам сооружения. Железнодорожная ветка от Херсона до Поти через Керченский пролив была жизненно необходима. Железные дороги тогда играли главные роли в грузо - и пассажирских перевозках страны. Но разработанные крупнотоннажные детали конструкций моста отечественные заводы изготовить были не в состоянии и их заказали в Г е р м а н и и !

Грянула Великая Отечественная… Будущие властелины мира, коими считали себя немцы, имели и цели далеко идущие. А почему бы не реализовать план англичан и не полакомиться азиатской добычей в Индии. Тем более что был и проект на руках (просчитать готовое не составляло труда) и некоторые конструкции моста уже были изготовлены. Заправлял всем этим Альберт Шпеер – личный архитектор Гитлера, а в начале 1943 года – глава имперского министерства вооружения и военной промышленности. Закипела подготовительная работа – начали тянуть к побережью железнодорожную ветку и свозить строительные материалы.
Даже когда положение на фронте оказалось сомнительно успешным, немцы упорно шли к поставленной цели – проложить дорогу через Керченский пролив, пусть даже автомобильную – она требует меньше затрат и сокращает время строительства. И дорогу они получили – только не железную и не автомобильную, а … канатную. Летом 43-го она вступила в строй и даже имела колоссальный экономический эффект. Вдумайтесь в цифры – ежедневно над водой пролива перебрасывалось 500-800 тонн грузов. Отступая, конечно же, немцы уничтожили ее.

Наши инженерные части получили однозначную задачу – восстановить канатную дорогу, хотя восстанавливать было нечего, нужно было строить все заново. Осень - пора штормов, плюс постоянные обстрелы немцев с горы Митридат, авианалеты – все это делало планы невыполнимыми. Одну из лодок со строителями во время шторма унесло в море. Их искали несколько дней и нашли полуживыми. А при строительстве выручали различные приспособления, дымовые завесы – но главное, что позволило в начале 44-го года ввести канатку в строй – это мужество советских солдат. Дорога начала работать – 5,5 км тросов в одну сторону, 150 вагонеток, но планка по грузоперевозкам не поднималась более 300 т в сутки. Ни смотря ни на что еще длительное время канатная дорога оставалась единственным средством доставки грузов на крымскую сторону.
После освобождения Крыма канатной дорогой не пользовались, а вспомнили о ней, когда возникла необходимость ее применения уже в Карпатах, начали демонтировать, перевезли, а войска уже ушли далеко вперед – надобность в ней отпала.

Интересная история Керченского моста. Второе рождение.Заготовленные немцами строительные материалы, металлоконструкции для строительства моста нельзя было не заметить – настолько объемно все это выглядело, и было принято решение на этой основе возвести железнодорожный мост через Керченский пролив. Первую сваю, насколько это было торжественно, забили 24 апреля 1944 года. Полгода кропотливой, напряженной работы и 3 ноября того же года по мосту проследовал первый поезд Крым – Кавказ. Примерно 150 дней с темпом работ более 30 метров моста в сутки - это впечатляет!
Сразу нужно сказать несколько слов о самой конструкции моста. Его длина составляла 4,5 км, ширина – 22 метра, он имел 115 пролетов по 27,1 м каждый и 110 метровое поворотное устройство в средней части для обеспечения прохода крупнотоннажных судов – по тем временам это было настоящим достижением.
Но указанные выше работы – это работы первой очереди. А вот к работам второй очереди – в частности, замене некоторых временных деревянных опор постоянными металлическими, а также сооружению ледорезов на опорах – приступить не успели, хотя по планам их должны были закончить к 1 января 1945 года. Необычно холодная зима, а затем февральские окна (резкое потепление) нагнали с Азова мощные ледяные поля. Лед двинулся на мост. Все попытки исправить ситуацию, предотвратить катастрофу – бомбежка с самолетов, обстрел с орудий с берега – все тщетно. Метровые по толщине льдины упрямо двигались на мост, опоры которого были не защищены волно- ледорезами. И мост не устоял против стихии – 18 февраля 1945 года рухнули 32 опоры, через день еще 10. Мост простоял в общей сложности чуть более трех месяцев. Интересно, за неделю до этого по мосту проследовал поезд с советской делегацией закончившейся накануне Ялтинской конференции.
Выслушав доклад заместителя наркома путей и сообщений Гоциридзе о разрушении моста, Сталин после некоторой паузы произнес: «Вы пытались дать название этому сооружению царь-мост. Царя мы свергли в 1917 году, не устоял и ваш царь-мост».
Мост восстанавливать не стали.

Интересная история Керченского моста. Второе рождение.В качестве информации предлагаю вам данные самого длинного в наше время моста во всем мире. Это мост Ханчжоу в Китае. Несколько ошеломляющих цифр: его длина – 36 км, высота – 62 м. Он построен в форме буквы S как полноценное шоссе по 3 полосы движения в каждом направлении с ограничением скорости – 100 км/час.
 

Интересная история Керченского моста. Второе рождение.Примерно в средней части моста имеется остров для отдыха – гостиницы, рестораны, кафе, заправочные станции. И все это на площади в 10 тыс. квадратных метров. И строили его тоже очень интересно: все узлы моста отливались на большой земле, транспортировались в нужную точку баржами и устанавливались огромными плавкранами. В его конструкции использовано 32 км мощных тросов. Вот такого гиганта создали китайцы, о которых говорят, что у них кривые руки и что-либо путевое создать, они не способны. А вообще на сегодняшний день 7 из 10 самых длинных мостов в мире сделано в Китае.

Невозможно обойти стороной и действующую сегодня между Крымом и Кавказом паромную переправу. Она была открыта в 1954 году. Поначалу здесь курсировали по морю 4 парома для перевозки железнодорожных вагонов, а уже позднее – 3 автопарома. В начале 90-х годов перевозки ж/д составов были прекращены из-за невосполнимого старения паромов и подъездных сооружений. И уже в 2004 году это сообщение было восстановлено с приходом 2-х новых паромов.Интересная история Керченского моста. Второе рождение.
Но как бы хорошо ни работала паромная переправа, все-таки мост – остается мостом и никакой паром с ним не сравнится. Необходимость постройки моста через Керченский пролив назрела давно, хотя и скептических точек зрения тоже предостаточно. Выдвигаются разнообразные мнения, например, что 200 км железнодорожная ветка от Джанкоя до порта и практически аналогичная – на Кавказе – это неэлетрифицированные одноколейки и в сумме два этих фактора не смогут значительно поднять грузо- и пассажирские перевозки даже с учетом наличия современного моста. И это, наверное, правильно. Но учитывая, что наши министерства путей и сообщений организации далеко не бедные – дайте мост, а дороги будут.

Интересная история Керченского моста. Второе рождение.Конечно же, Украине такой проект, как строительство моста через Керченский пролив одной не осилить. Ведь ориентировочная стоимость проектов доходит до 900 млн. долларов. И если учесть былое ухудшение отношений с Россией при «правлении» Ющенко – то моста не видать. Но пришли другие времена и хочется верить, что ничто не сможет изменить вырисовывающееся сближение Украины и России. А вместе с тем загорается искра надежды на то, что согласно Харьковским договоренностям к 2014 году (я так понял, что эту дату привязали к открытию Олимпиады в Сочи) мост будет стоять, ведь его задача соединить не только два берега, но и две родственные державы, два народа.
Такова интересная история Керченского моста. Второе рождение!

Если вам понравилась статья – оставьте свой комментарий в разделе «Отзывы» и поделитесь с друзьями в социальных сетях с помощью расположенных ниже красивых кнопочек.

 

 

 

рассказать друзьям и получить подарок

Понравилась статья? Не забывайте поделиться с друзьями - я буду Вам очень признателен!

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в Одноклассники

Отзывов 8 комментариев

Здравствуйте, Геннадий Дмитриевич! На Вашем сайте мне очень уютно, у Вас хорошие и интересные статьи. И у меня к Вам есть предложение делового характера. Есть возможность увеличить посещаемость на сайт и при том еще и зарабатывать на первом этапе 300-500 долларов за неделю. Если есть желание, а я верю что есть, то присоединяйтесь ко мне в скайп, где я все расскажу и покажу.
Skype: slava.vanzha
С уважением, Вячеслав Ванжа.

Я очень рад, что Вам понравился сайт. Спасибо за предложение. С Вами я свяжусь непременно.

Спасибо за интересную подборку из истории.
Мой друг имеет иной взгляд и отвергает проект моста, опубликованного Автодором. Куда же ему надо обратиться с его вариантом моста? Отовсюду он получает отписки или молчание. Даже из Минтранса.

Благодарю Вас за комментарий! Это было именно походом в историю, чтобы восстановить события не столь далеких лет. Тяжелые времена, отсутствие времени на детальную разработку и проектирование и анализ. Да, наверное, еще и ограничение в деньгах и специалистах. Цель поставлена, указаны сроки и вперед. И задача была практически решена, не завершена, но попытку связать два берега можно было считать успешной. Сегодня мощный импульс единения и стратегия помочь полуострову как можно быстрее поставили задачу, подобную прошловековой. Но опять и снова сжато время, нет шика и в деньгах, но выбор-то был. Насколько нам известно всем, были проекты и тоннелей и других мостов. Как правильно, и главное кому выразить несогласие, я не знаю. Может быть надо было использовать обращение по прямой лини к президенту России, по крайней мере, не промолчали бы в ответ.

Геннадий Дмитриевич! Спасибо. Ближе к делу. Мост — очень важное для России, а ещё более важное для Крыма, для Керчи. Может, власть Керчи (есть же у них патриоты города и отдел по транспорту) ПОТРЕБУЕТ от верховной власти Минтранса России: что ж вы так торопитесь и не выставляете на всеобщее обсуждение главную идею моста, принятую к проектированию. Кстати, проект уже готов и его вот-вот внесут на госэкспертизу. По большому счёту, всё это безграмотно и чиновникам не нужны мнения из народа. И зря. Народ, в целом, всегда мудрее любого министерства. Как же потребовать опубликования принятого решения?
И немного об обращении к Президенту и его Администрации. Уже я обращался туда много раз и каждый раз получал ОТПИСКИ. Сидят там чинуши с канцелярской душонкой. Аж стыдно стало за Россию.

Я украинец воспитанный в советские времена в традициях дружбы народов. Первое впечатление от статьи — ну наконец то, хоть мостом Россия оплатит крымчанам забранное. Но к сожалению, как строитель, вынужден огорчить, НЕТ решения его строительства в условиях ледниковых потоков. Канатка, вертолеты, сезонные поромы. Реальный путь — труба (тунель) типа Ламанша, но учитывая сложившуюся ситуацию, специалистов норвежцев не будет, а так — флаг в руки, ведь Крым НАШ. И в продолжение ; стройте трубу, кормите лентяев, развивайте инфраструктуру и получите НОЖ в спину от своих «воспитанников» — татар а затем и турков — «ЧТО ДАЛ ТО И ПОЛУЧИЛ»

Мне понравилась ваша активность и прямота на страницах моего сайта. Спасибо!
Эта статья была опубликована в октябре 2012 года. Другая ситуация, другие подходы. Сейчас активно обсуждается проект 19-ти километрового перехода — авто- железнодорожного двухуровневого моста. Опыт строительства подобных сооружений есть у нас, есть в Китае. Я думаю, что уровень современной науки и наработок позволит реализовать этот проект. Другое дело — цена вопроса. И это при том, что сейчас в 10 раз увеличили пропускную способность на Керченской переправе — уже 10 паромов там работают, перестроили пирсы на крымской стороне. Но паромная переправа не способна противостоять природным катаклизмам и мы вновь упираемся в проблему моста.
Ну что ж, как говорится, пожуем — увидим!

Крым — остров случайно приставший к Украине. Не в силах человека поменять кардинально природные процессы. Земля круглая, все возвращаеться. По технологии — нет примеров плавучих опор в условиях движения леда. Изломанная (компенсатор) труба технологически может решить проблему, но стоимость и наличие технологических решений??? Все решаемо и своими силами, но куда загнали или отправили наученных специалистов?

Ваш отзыв

ВНИМАНИЕ! Чтобы оставить запись, сложите два числа ниже и впишите ответ в окошко! Так мы поймем, что вы не робот. :-)

Сколько будет 10 да 4 ?
Please leave these two fields as-is: